Что такое ФССП России и чем занимается

Исполнение судебных решений и организация работы судебных приставов

Что такое ФССП России и чем занимается

#судебная система

В настоящее время система принудительного исполнения судебных решений признается одним из наиболее проблемных правовых институтов в России.

Все чаще как в юридическом сообществе, так и в более широкой аудитории звучат голоса о том, что судебная система (в части гражданского и арбитражного судопроизводства) работает вхолостую, поскольку отсутствуют действенные механизмы реализации судебного решения.

Организации и граждан, обратившихся с иском и прошедших через все судебные процедуры, в конечном итоге интересует реальное восстановление нарушенного права, а не само судебное решение в их пользу.

Принудительным исполнением решений в России занимается Федеральная служба судебных приставов, поэтому неудивительно, что основная критика направлена в адрес данной службы.

Однако в большинстве случаев подобная критика носит поверхностный характер, не идет дальше аргументов о плохих кадрах или коррупции, не затрагивает системные предпосылки низкой эффективности исполнения решений по тем или иным категориям дел.

Для более взвешенного анализа существующих проблем необходим социологический подход, который с помощью количественных и качественных методов способен показать влияние ведомственных стимулов и статистических показателей на работу судебных приставов.

Кроме того, критики склонны рассматривать исполнительное производство изолированно, без учета всех предшествующих стадий, на которых и могут возникать причины низкой исполняемости судебных актов.

Для анализа результативности службы и выработки рекомендаций по ее повышению коллективом Института проблем правоприменения при ЕУСПб было проведено количественное (анализ ведомственной статистики) и качественное (экспертные интервью с сотрудниками ведомства) социологическое исследование деятельности ФССП.

Смешанная методология позволила дать адекватную интерпретацию статистическим данным, объяснить обнаруженные закономерности, а также установить роль статистических показателей в повседневной работе сотрудников.

При работе с количественными данными использовалась агрегированная ведомственная статистическая отчетность.

Качественные данные собирались методом полуструктурированного экспертного интервью с сотрудниками ведомства разного уровня и профиля: судебные приставы-исполнители, заместители начальника отдела, начальники отдела, специалисты регионального управления, начальники отделов исполнительных производств в управлениях, IT-специалисты, розыскники, дознаватели. Доступ к данным был обеспечен центральным управлением, однако перед интервью исследователи четко позиционировали себя в качестве независимых экспертов, предоставляя гарантии анонимности. В ходе исследования были охвачены пять регионов Северо-Западного федерального округа, где было взято в общей сложности 41 интервью. В итоге полученные данные позволили локализовать проблемы и показать, какие из них действительно обусловлены несовершенством работы ФССП, а за какие ответственны другие ведомства и организации.

Подготовленный Минюстом шесть лет назад проект Долгосрочной программы повышения эффективности исполнения судебных решений (2011–2020 гг.

) выделяет в качестве основных проблем правовой нигилизм, коррупцию, недостаточный уровень информатизации, нехватку репрессивных мер воздействия на должника, отсутствие регуляции рынка коллекторских услуг. Хотя в целом программа не была принята, многие ее пункты тем или иным образом были воплощены.

Так, появилось ограничение права управления транспортным средством в качестве меры воздействия, уровень информатизации ведомства сильно повысился, надзор за коллекторскими агентствами и ведение их реестра были переданы ФССП.

Однако все эти меры не сильно изменили ситуацию: исполняемость судебных решений по-прежнему находится на довольно низком уровне.

Поэтому в данном исследовании представлен принципиально иной подход. Социология организаций и эмпирический анализ правоприменения позволили взглянуть на проблемы ведомства под новым углом, сделав акцент на системе ведомственной отчетности и показателей, рейтинговых оценках, распределении нагрузки, кадровых проблемах, сбоях в межведомственном взаимодействии.

Как показывают предыдущие исследования ИПП ЕУСПб, основные проблемы большинства правоприменительных ведомств связаны, прежде всего, с так называемой палочной системой, когда содержательная работа подменяется гонкой за показателями.

В этом смысле ФССП не только мало отличается от других ведомств, но и превосходит их по количеству отчетных показателей и степени их влияния на практику рядовых сотрудников.

Одно из наиболее важных отличий ФССП от других правоприменительных ведомств связано не столько с содержанием и количеством показателей, сколько со способами их формирования. Специфика ФССП обусловлена довольно высоким уровнем информатизации, которого удалось достичь ведомству за относительно короткий промежуток времени.

Основой для формирования отчетности является не отдельная статистическая карточка, куда вносится информация о деле (как, например, карточка уголовного дела Судебного департамента), а та первичная информация, которую генерирует судебный пристав, производя действия в рамках своих должностных обязанностей.

Большинство процессуальных актов пристав-исполнитель совершает в автоматизированной информационной системе (далее — АИС) Федеральной службы судебных приставов, поэтому сбои и недостатки в ее работе прямым образом отражаются на продуктивности действий.

В связи с этим одним из важных объектов исследования был процесс форсированной информатизации в ФССП, анализ накопленного положительного и отрицательного опыта по ее итогам и выдвижение предложений по ее дальнейшему развитию в рамках ведомства.

Источник: https://www.csr.ru/issledovaniya/ispolnenie-sudebnyh-reshenij-i-organizatsiya-raboty-sudebnyh-pristavov/

Появятся ли в России частные судебные приставы

Что такое ФССП России и чем занимается

Российский союз промышленников и предпринимателей выступил с предложением создать в России институт частных судебных приставов.

Новость прозвучала на заседании Комитета РСПП по собственности и судебной системе.

Как сообщают информационные агентства, член бюро правления РСПП Михаил Фридман пообещал подготовить такой законопроект в ближайшее время. Сама идея обсуждается достаточно давно.

Ключевой вопрос и он же камень преткновения: какие могут быть полномочия у частников? Надо ли отдавать им права и возможности государственных приставов?

Есть несколько вариантов создания частной службы судебных приставов. Мягкий: чуть приподнять статус нынешних коллекторов, не давая им серьезных полномочий (эти люди и без полномочий смогли наломать достаточно дров, чтобы надолго испортить имидж профессии).

Согласно такому замыслу, частные приставы не отменят и не заменят государственную службу судебных приставов. В некоторых ситуациях вариантов не будет: должниками займется, как и сейчас, Федеральная служба судебных приставов. Например, нельзя отдавать на откуп частникам штрафы ГАИ.

Но в некоторых случаях у взыскателя, будь то гражданин или организация, появится выбор, к кому идти. Впрочем, РСПП предлагает гораздо более жесткий вариант.

Получится, что и Пограничная служба ФСБ, и ГАИ, и другие государственные службы будут обязаны выполнять постановления частных структур?

Предполагается провести своего рода водораздел: здесь взысканием занимаются государственные приставы, здесь — частные. При этом по возможностям и те и другие будут равны или почти равны.

Судебные приставы перестали принимать наличные

«Участники обсуждения считают необходимым установить четкое разграничение компетенции между государственной и частной системами исполнения при равном объеме их полномочий, установление жестких квалификационных требований и стандартов, осуществление государственного контроля за деятельностью частных приставов, их обязательное членство в саморегулируемой организации», — говорится в сообщении РСПП. Введение строгих требований предполагает, что никто не сможет просто так назвать себя частным приставом и начать взыскивать долги.

Надо будет сдать экзамены, получить разрешение, вступить в саморегулируемую организацию — своего рода федеральную палату частных приставов. Но допустимо ли, чтобы такой пристав мог ограничить право выезда за границу или заблокировать действие водительских прав? Здесь есть и тонкий юридический и идеологический момент: получится, что списки невыездных сможет пополнять частная структура.

Тонкости исполнительного производства эксперты «РГ» разъясняют в рубрике «Юрконсультация»

И сколько бы ни говорили о строгих требованиях к частным приставам и контроле за ними, от факта не уйдешь: для них это прежде всего не служба, а бизнес.

Получится, что и Пограничная служба ФСБ, и ГАИ, и другие государственные службы будут обязаны выполнять постановления частных структур? Например, инспектор ГАИ — останавливать водителей, которых разжаловали в пешеходы частные судебные приставы.

Или даже отправлять на штрафстоянки машины должников, арестованные приставами-бизнесменами.

«РГ» публикует закон, который защитит социальные выплаты от ареста

«Предлагаемая инициатива — это попытка приватизировать исполнение судебных решений в стране, — сказал «РГ» доктор юридических наук Иван Соловьев. — Понятно, что бизнес-сообщество по многим причинам не устраивают действующие сегодня механизмы.

В условиях острого дефицита свободных средств и массового неисполнения финансовых и хозяйственных обязательств частный карманный пристав им просто необходим. Судя по всему, он мало чем будет отличаться от сегодняшнего коллектора, только с наделением его государственными полномочиями. Предполагаемое разделение компетенции с ФССП также весьма своеобразно.

С моей точки зрения, необходимо все-таки повышать эффективность государственной структуры, подтягивая их полномочия, увеличивая зарплату и численность судебных приставов».

При этом в различных федеральных ведомствах не раз выступали в поддержку мягкого варианта: когда серьезных полномочий у частных приставов не будет, но определенные права им дать возможно. А сферой деятельности частных приставов могут стать взыскания при коммерческих спорах.

В прошлом году Федеральная служба судебных приставов даже провела большую международную научную конференцию по вопросам взыскания долгов, и там обсуждались в том числе идеи создания частной службы судебных приставов.

Как подчеркивал тогда директор ФССП России Дмитрий Аристов, ведомство тщательно изучает международный опыт.

По его мнению, в первую очередь возможно вести речь о передаче споров, которые рассматриваются в третейских судах между юрлицами. Ведь по сути там стороны уже договорились решать свои проблемы в негосударственной системе.

Эксперты полагают, что было бы неправильно передавать частным приставам дела, имеющие социальное значение, например взыскание алиментов

При этом глава службы судебных приставов подчеркнул, что о передаче частным приставам всех исполнительных документов, а тем более решений судов, где сторонами выступают физические лица, даже в долгосрочной перспективе речи не идет.

Если частные приставы и появятся, то только для работы с предпринимательским сообществом.

«Создание нового института, направленного на более активное и полное исполнение судебных решений, будет большим прорывом, — полагает адвокат юридической фирмы «Интеллектуальный капитал» Евгений Пугачев.

— Самое главное, чтобы фактически этот институт частных судебных приставов не скатился к «всероссийскому коллекторскому агентству» и коллекторским методам. Важным аспектом является и детальное разграничение полномочий между частными судебными приставами и существующей ФССП.

Полагаю, что передача частным приставам исполнения судебных актов, имеющих важное социальное значение, например по взысканию алиментов, будет неправильным».

Мнения

За инициативой о создании службы частных судебных приставов — недовольство бизнеса работой службы судебных приставов. О необходимости создать институт частных судебных приставов еще в 2017 году заявили эксперты Центра стратегических разработок, который тогда возглавлял Алексей Кудрин.

Они подсчитали, что приставы добиваются возмещения 10 процентов долгов по кредитам, а ущерб от преступлений возвращают в 8 процентах случаев. «Система оценки работы, принятая в Федеральной службе судебных приставов, поощряет взыскание большого количества мелких долгов и не стимулирует работу с крупными, — отмечали эксперты ЦСР.

— А перегруженность бюрократическими процедурами и неэффективное распределение нагрузки сказываются на результатах работы приставов».

Приставы начали продавать машины должников по штрафам за нарушение ПДД

В РСПП считают, что частные судебные приставы были бы больше заинтересованы в исполнении решений суда.

«За то, чтобы получить такого рода услуги, компании готовы платить посредникам», — рассказала «РГ» директор Центра мониторинга законодательства и правоприменительной практики РСПП Ирина Котелевская.

По ее словам, контроль над частными приставами мог бы осуществляться в рамках лицензирования или саморегулируемых организаций.

Инициативу поддержала и Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). По словам ее директора Бориса Воронина, исполнительное производство во Франции, Италии, Бельгии, Польше, Нидерландах полностью отдано в частные руки.

В Великобритании, Германии, Испании, Швейцарии, Казахстане, Грузии, Армении, Турции действует смешанная система, когда полномочия в этой сфере поделены между государством и частниками.

Внедрение института частных судебных приставов привело к росту доли успешно оконченных исполнительных производств. В Литве, где частные судебные приставы появились в 2003 году, уже в первые два года на 23 процента выросла эффективность взысканий.

В Казахстане, где реформа была проведена в 2010 году, частные приставы взыскивают на 67 процентов больше долгов, чем государственные.

Подготовила Надежда Толстоухова

Источник: https://rg.ru/2019/03/10/poiaviatsia-li-v-rossii-chastnye-sudebnye-pristavy.html

Фссп — что это такое и чем занимается?

Что такое ФССП России и чем занимается

ФССП — это Федеральная служба судебных приставов, которая работает в каждом регионе России, имеет представительства практически в каждом населенном пункте страны. Служба имеет различные направления деятельности от взыскания задолженности до контроля над коллекторскими агентствами.

Главенствующим звеном в структуре ФССП является центральный аппарат. Следом идут территориальные органы. Это представительства ФССП в разных городах, которые отвечают за ту или иную область, округ, регион, район в зависимости от местности.

Какой закон регулирует деятельность ФССП?

Деятельность ФССП регулируется сразу несколькими законами:

  1. ФЗ-№118 «О судебных приставах»
  2. ФЗ-№229 «Об исполнительном производстве»

В указанных ФЗ подробно описывается понятие службы судебных приставов, ее предназначение, задачи, деятельность, функции и т.п.

Задачи ФССП

ФССП — исполнительный орган власти. Сотрудники службы осуществляют фактическое исполнение решений разных инстанций. Например, суд постановил взыскать алименты с отца ребенка, но сам этого сделать не может, поэтому соблюдением выполнения постановления занимаются судебные приставы.

У ФССП есть и другие задачи, но основной считается исполнение решений российских судов, что указано в законодательной базе.

К другим задачам ФССП можно отнести:

  • Соблюдение порядка в судебных инстанциях. Именно сотрудники ФССП занимаются охраной порядка в судах, приводят обвиняемых, пропускают и выпускают обратившихся граждан, участников дела и других лиц.
  • Обеспечивает исполнение судебных решений, постановлений и т.п. Для этого заводятся исполнительные производства, осуществляется розыск должника и т.п.
  • К общему списку задач ФССП добавилась надзорная функция за работой коллекторских агентств в России. Именно ФССП стала надзорным органом, который контролирует деятельность КА, принимает жалобы от населения, проводит проверки и т.п.

Как ФССП взыскивает задолженность?

Взыскание задолженности начинается с возбуждения исполнительного производства. Для этого приставу нужен исполнительный лист, который взыскатель получает в суде после рассмотрения дела.

Как только пристав начинает ИП по делу должника, он направляет письмо с постановлением о возбуждении ИП должнику. В этом письме указывается, что должник может оплатить задолженность единовременно в течение 5 дней с момента получения без оплаты исполнительного сбора.

Если в течение 5 дней должник не оплачивает указанную сумму, начисляется исполнительный сбор в размере 7% от задолженности. Так складывается окончательная сумма, которую придется оплатить должнику для завершения ИП.

Далее судебный пристав может наложить дистанционный арест на банковскую карту должника, принадлежащее ему имущество (недвижимость, автомобиль). В этом случае должник продолжит пользоваться автомобилем и квартирой, но не сможет произвести с ними никакие имущественные сделки (продать, подарить, обменять и т.п.)

При аресте банковской карты автоматически списывается сумма долга, указанная в постановлении. Если на карточке недостаточно средств для погашения всей задолженности, баланс карты уходит в минус на эту недостающую сумму.

Например, судебный пристав направил в банк постановление на арест на сумму 10000 рублей. На карте должника было 8000 рублей. Текущие 8000 рублей будут списаны с карты и направлены банком на погашение долга по постановлению, а баланс карты станет отрицательным еще 2000 рублей.

Дальше все будет зависеть от судебного пристава исполнителя. В первую очередь они прессингуют должников по алиментам и только потом берутся за банковских должников.

Если у пристава очень много работы (большое количество должников-алиментщиков, большая зона ответственности), то в состоянии арестованных карт и имущества можно жить долгие годы без последствий. Например, оформить карту в другом банке и пользоваться ей.

Если пристав принципиальный и ответственный, вскоре за бездействием должника последует приезд пристава с проверкой на дом. В ходе посещения дома будет произведена опись имущества и наложен арест на личный вещи должника, которые разрешены к взысканию ФЗ «Об исполнительном производстве».

Арест имущества происходит при понятых в количестве не менее 2-х человек. Арест личных вещей еще не значит, что их заберут и увезут. Нет, эти вещи останутся в квартире должника, он сможет ими пользоваться, но в любой момент пристав сможет обратить на них взыскание — забрать и продать на специальном аукционе.

Если такая мера не произведет на должника никакого впечатления, в следующий раз приставы приедут обращать взыскание на арестованное имущество. В этом случае они заберут все арестованное имущество и отправят на склад, после чего выставят на торги. Продажа происходит в формате аукциона.

Аналогичная последовательность действий происходит при аресте недвижимости и последующем обращении взыскания. Только в этом случае должник должен будет освободить свою квартиру.

Как узнать о своей задолженности на сайте ФССП?

На главной странице официального сайта ФССП есть небольшая анкета под названием «Узнайте о своих долгах».

Здесь нужно указать ФИО должника, выбрать регион проживания и нажать на кнопку «Найти».

Далее система предложит ввести капчу — код в специальное поле.

После ввода буквенно-цифрового кода высветится таблица со списком всех исполнительных производств, которые возбуждены в отношении конкретного должника.

В таблице будет указана ФИО, дата рождения и адрес регистрации, причина для возбуждения ИП, дата, сумма, данные пристава исполнителя и другая информация.

Что будет, если не платить долг в ФССП?

Самое большое, чего можно лишиться из-за долга в ФССП — жилье. Судебный пристав-исполнитель может арестовать недвижимость должника и обратить на него взыскание, но лишь в том случае, если недвижимость не является единственным жильем должника.

Если не платить долг в ФССП обязательно арестуют банковскую карту на сумму долга. Приставы могут приехать по месту постоянной регистрации должника для описи и ареста имущества. Должнику придется долго и упорно доказывать, что та или иная вещь ему не принадлежит и была куплена родителями, если, например, он проживает вместе с ними.

Приезд судебных приставов — не самое приятное посещение, особенно когда в той же квартире проживают другие члены семьи. Здесь придется доказывать, что те или иные вещи принадлежат не вам, были куплены другими людьми и т.п. Это докажут чеки строгой отчетности, гарантийный талон или кредитные документы, если ценная вещь была оформлена в POS-кредит.

Если не платить долг в ФССП добровольно, об этом могут узнать на работе, потому что в этом случае пристав может обратиться на работу с постановлением об отчислении конкретного процента от заработной платы в счет погашения долга.

Роль ФССП в законе о коллекторах

Не стоит забывать, что с 2017 года ФССП была назначена контролирующим органом за деятельностью коллекторских агентств в России. С того момента каждый заемщик может подать жалобу на действия коллекторов в территориальный орган ФССП.

Контакты ФССП

Бесплатный центр телефонного обслуживания ФССП России8 800 250 39 32
Факс+7(495) 870-69-99
Юридический адрес ФССП107996, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д. 16/5, строение 1
Директор Федеральной службы судебных приставов — главный судебный пристав Российской ФедерацииАристов Дмитрий Васильевич

Источник: https://xn----7sbc4airdi7c.xn--p1ai/fssp-chto-jeto-takoe-i-chem-zanimaetsja/

Сенаторы помогут приставам стать силовиками

Что такое ФССП России и чем занимается

23.03.2018 00:01:00

Право вести оперативно-разыскную деятельность получит еще одна федеральная служба

Служба судебных приставов может превратиться в специальную полицию по взысканиям. Фото с сайта www.fssprus.ru

По информации «НГ», в середине апреля Совет Федерации обсудит инициативы по расширению полномочий Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Среди них – перевод сотрудников ведомства из категории гражданских госслужащих в правоохранители. Сами приставы жалуются на чрезмерную загруженность и небольшие зарплаты. Эксперты «НГ» назвали такую «силовую» реформу ФССП своевременной.

О необходимости реформировать принципы деятельности ФССП говорят уже давно. Сейчас Минюст, в подчинении которого и находится эта служба, готовит законопроект «О судебных приставах и порядке прохождения службы». Он добавит приставам и полномочий, и соцгарантий.

К разработке этого проекта готовы подключиться и сенаторы. В апреле в СФ пройдет правительственный час, посвященный модернизации ФССП. Может быть поставлен вопрос о выведении приставов из-под закона о гражданской службе и придании им особого статуса.

По мнению руководителя УФССП по Вологодской области Василия Ларина, «решить проблему можно, изменив статус госслужбы судебных приставов с гражданской на правоохранительную или иную». «Эта мера позволит приравнять нас к сотрудникам органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, а значит, и улучшить социальную защищенность», – считает пристав.

При этом надзор за деятельностью ФССП должна будет осуществлять прокуратура, а сама эта служба, как и прочие силовые ведомства, попадет в прямое президентское подчинение. Стоит отметить, что ФССП уже неоднократно ратовала за расширение своих полномочий, в частности, для проведения оперативно-разыскных действий.

Об этом говорят и в адвокатской среде. Юрист Сергей Савченко, к примеру, допускает, что ФССП и вовсе могут разделить на две части. Ту, что обеспечивает деятельность судов, как раз и оставить в составе Минюста, а другую – превратить в силовую и самостоятельную, поручив ей заниматься исполнительным производством в интересах государства в целом.

В Федеральной палате адвокатов (ФПА) «НГ» сообщили, что «ФССП обязательно нужно усиливать и расширять, чтобы судебные акты исполнялись». Кстати, судя по статистике, количество судебных постановлений растет с каждым годом.

В 2016-м на рассмотрении ведомства было порядка 78 млн исполнительных производств, а в прошлом – уже свыше 84 млн. Если сравнивать с 2008 годом (не более 35 млн), то очевидно, что за 10 лет работы у приставов прибавилось вдвое. В среднем у одного пристава в 2017-м находилось 3,6 тыс. исполнительных листов.

Правда, за последний год выросло и количество исполненных дел – с 34 до 41,3 млн. Однако взыскать долги удалось лишь у 14% граждан и юрлиц.

По словам правозащитника Владимир Осечкина, различные идеи по реформированию госаппарата, в том числе силового блока и Минюста, обсуждаются уже не первый год. Прежде их притормаживали в основном из-за отсутствия денег на реформу и нехватки профессионалов. Но сейчас, отметил эксперт, ситуация, видимо, изменилась.

«Есть курс на усиление полномочий Росгвардии, именно ей в будущем планируется передать основную часть вооруженных подразделений ФСИН.

То есть Минюст ослабнет, а потому для сохранения хотя бы какого-то влияния в спешке и готовится проект реформы ФССП, предусматривающий в том числе право ее сотрудников вести оперативно-разыскную деятельность».

По словам Осечкина, это значит, что приставы смогут вести слежку, проводить задержания и обыски, прослушивать телефонные переговоры и переписку. Также у них появится право на применение оружия и самостоятельные задержания.

Осечкин убежден, что, поскольку речь идет о спорных гражданско-правовых отношениях, «их ни в коем случае нельзя решать в силовой плоскости».

При этом реформа ФССП, по его словам, нужна, но прежде всего для исполнения судебных решений.

Как рассказал «НГ» адвокат Олег Скляднев, одно из предложений в новое законодательство – это предоставление приставам права задерживать должников.

По словам председателя правления Ассоциации юристов России (АЮР) Владимира Груздева, показатели работы приставов, несмотря на всю критику в их адрес, довольно неплохие – за год сумма, взысканная ими, выросла на 72,8 млрд руб., составив 663,6 млрд.

«Вряд ли служба судебных приставов нуждается в кардинальной реформе. Но определенная модернизация ее работы, безусловно, необходима. Часть проблем вызвана объективными причинами: высокая нагрузка, низкие зарплаты и, как следствие, текучесть кадров.

В Москве на исполнении одного судебного пристава в течение года в среднем находилось 9 тыс. исполнительных производств. Возможно ли физически справиться с таким объемом?» – подчеркнул Груздев.

По его словам, «АЮР готова оказать экспертную помощь в подготовке соответствующих проектов, необходимо активно внедрять информационные технологию в процедуру взыскания долгов».

Источник: http://www.ng.ru/politics/2018-03-23/1_7196_senators.html

Как КПК работать с ФССП

Что такое ФССП России и чем занимается

В каждом кредитном кооперативе есть отдел или специально закрепленный человек по взысканию кредиторской задолженности в пользу КПК. При этом не всякую задолженность удается взыскать с помощью call-центра либо группы выездного взыскания. Часть задолженности неминуемо приходится возвращать в судебном порядке.

Принудительным исполнением судебных актов в России занимается исключительно Федеральная служба судебных приставов. Таким образом, кооператив неминуемо взаимодействует с территориальными отделами судебных приставов, выступая в роли взыскателя по исполнительным производствам.

Поэтому очень важно найти способы эффективного взаимодействия с ними.

Причины неудач

Очевидно, что основные цели служебной деятельности судебного пристава-исполнителя и взыскателя совпадают. Судебные приставы-исполнители обязаны принимать меры по своевременному и полному удовлетворению требований исполнительного документа, в этом и заключается главный смысл их деятельности.

В свою очередь, взыскатель также заинтересован в скорейшем возврате своих денежных средств.

Почему тогда возникают проблемы при взаимодействии приставов и взыскателей? Почему исполнительные производства лежат длительное время без движения, и судебные приставы-исполнители проявляют к ним мало интереса?

Для того чтобы получить ответы на эти вопросы, необходимо знать проблемы службы судебных приставов.

Основной проблемой у службы судебных приставов является постоянно увеличивающаяся служебная нагрузка.

Так, в 2014 году на исполнение в службе судебных приставов находился 61 млн исполнительных документов[1] на 24 000 судебных приставов-исполнителей.

Если так дело пойдет дальше, то количество исполнительных документов по количеству сравняется с количеством населения в России (140 млн человек).

Второй проблемой я бы назвал достаточно высокую текучесть кадров, а именно судебных приставов-исполнителей. Судебный пристав-исполнитель, проработавший 3 – 5 лет, считается уже старожилом. И когда высокая служебная нагрузка умножается на неопытность сотрудников, это, безусловно, еще больше усугубляет ситуацию.

Откроем маленький секрет. Деятельность судебных приставов-исполнителей оценивается руководством ФССП России по так называемым плановым и прогнозным показателям, одним из которых является отношение исполненных судебных актов к общему количеству находящихся на исполнении исполнительных производств.

В 2014 году данный показатель установлен в размере 47%, реальный – 40,1%[2]. Из практики скажу, что данный показатель очень тяжело выполняется по всей Россией. Причин тому много и, в том числе, из-за большого количества пустых исполнительных документов, т. е.

в отношении должников, у которых нет ни денежных средств, ни имущества, и которое вряд ли когда-нибудь у них появится в обозримом будущем.

Вот в связи с этим территориальный отдел заинтересован в реальном и эффективном взаимодействии со взыскателем, которое лучше всего построить на плановой основе (составляются и реализовываются совместные планы действий).

Взыскатель выгодно отличается от государственных органов по взысканию задолженностей (налоговые органы, пенсионный фонд, фонд социального страхования и т. д.) тем, что оно не обращается в суд за выдачей судебных приказов на всех подряд без какой-либо предварительной проверки и анализа информации о финансовом положении должника.

Ведь известны случаи предъявления вышеуказанными органами исполнительных документов на взыскание 1 рубля и менее. Из года в год пенсионный фонд предъявляет исполнительные документы в отношении одних и тех же отсутствующих должников, т. к. отсутствует процедура списания безнадежных долгов.

Нередки случаи предъявления органами судебных приказов в отношении людей, которые давно умерли, либо их местонахождение неизвестно.

Кроме того, взыскатель к тому моменту, когда возбуждается исполнительное производство, работал с должником и имеет ценную информацию о нем и его имуществе, которая позволяет взыскать задолженность намного быстрей, чем в обычных случаях.

Практические советы

Причины эти понятны, но взыскателю сложно на них повлиять ввиду отсутствия у них рычагов воздействия на эти причины. Взыскатель не может снизить служебную нагрузку на судебных приставов и укомплектовать их профессиональными кадрами. Какие практические советы можно дать по улучшению взаимодействия и повышения эффективности взыскания?

Установите контакт. Первое, с чего надо начать – это установление контакта с конкретными людьми. Не надо стесняться, надо напроситься на прием к старшему судебному приставу.

Безусловно, к беседе надо прийти подготовленным, как минимум, имея на руках цифровые показатели – сколько ваших исполнительных производств и на какую сумму находятся на исполнении в данном конкретном отделе.

На прием также желательно взять с собой своего сотрудника, который непосредственно будет взаимодействовать с данным территориальным отделом. В ходе беседы необходимо обозначить совместные цели, имеющиеся проблемы и спрогнозировать развитие ситуации.

В конце беседы в обязательном порядке внести свои конкретные предложения по улучшению взаимодействия. Самый эффективный исход – добиться закрепления в территориальном отделе судебных приставов конкретного сотрудника для взаимодействия с вашим КПК (например, заместитель старшего судебного пристава).

Оказывайте содействие. Также одним из способов повышения эффективности взаимодействия является оказание содействия в исполнении требований исполнительного документа. Судебные приставы-исполнители никогда не отказываются от технической помощи.

Это может быть автотранспорт для перевозки имущества, понятые (очень актуально при работе с должниками физическими лицами), предоставление мест для хранения арестованного имущества. Правовой основой для оказания такого содействия является п. 4 ч. 1 ст.

64 ФЗ «Об исполнительном производстве» (судебный пристав-исполнитель вправе давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах) и ч. 2 ст.

12 ФЗ «О судебных приставах» (судебный пристав-исполнитель вправе использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника).

Инициируйте совместные рейды. Наиболее частой формой взаимодействия являются совместные рейды на участке судебного пристава-исполнителя. Происходит это следующим образом.

Сотрудник кредитного кооператива (как взыскатель) и судебный пристав-исполнитель выходят на участок в целях описи, ареста и изъятия имущества должников. Правовой основой для участия взыскателя в таких рейдах является выданная ему доверенность (как взыскателю). Взыскатель, в соответствии со ст.

50 ФЗ «Об исполнительном производстве», имеет право принимать участие в совершении любых исполнительных действий. Следует отметить, что арест имущества всегда был и остается самой эффективной мерой воздействия на должника, и поэтому на арест имущества необходимо обращать внимание в первую очередь.

Ограничение выезда, штрафы, все это замечательно и эти меры тоже надо использовать, но самой эффективной мерой я все-таки назвал бы арест имущества должника.

Заботьтесь о компетентности своих сотрудников. Прежде всего ваши сотрудники должны быть компетентны в области исполнительного производства в необходимых для работы взыскателя объемах.

Неплохо, если у вас имеется полезная тематическая библиотечка, где есть методические рекомендации, судебная практика.

Это позволяет быстро обучать новых сотрудников, и что немаловажно, помогать судебному приставу-исполнителю в принятии правильных решений (как писалось выше неопытность – один из бичей службы судебных приставов исполнителей).

Также необходимо периодически проводить совместный анализ взаимодействия территориального отдела, устанавливать причины и принимать меры по устранению (уменьшению влияния) причин. И как можно больше конкретики в своей деятельности, все должно выражаться в конкретных и понятных действиях, производиться в установленные сроки конкретными исполнителями.

Конечно, формы взаимодействия меняются в зависимости от категории взыскиваемых сумм. Если это взыскание долгов ЖКХ, то это один алгоритм, если это взыскание с крупного должника-организации и исполнение находится в межрайонном отделе по особым исполнительным производствам, то это уже другой алгоритм.

Но в любом случае только целенаправленная и системная совместная деятельность принесет успех как судебным приставам-исполнителям, так и взыскателю. Если все правильно делать, то успех неизбежен, т. к.

как уже писалось выше, у взыскателя и у судебного пристава-исполнителя одинаковые служебные цели – фактическое исполнение требований исполнительного документа.

PR-сопровождение

Важной проблемой в исполнительном производстве является не отсутствие необходимых полномочий, а низкая мотивация конкретных приставов-исполнителей.

В этой связи предлагаю рассмотреть нестандартный способ мотивации приставов с помощью PR-сопровождения исполнительного производства.

Основная идея этого нового подхода проста: замена обычных юридических жалоб (старшему и главному приставу, прокурорам, президенту РФ и т. д.) на уведомление о возможности PR-сопровождения хода исполнительного производства с фиксацией недостатков, которые могут иметь место.

Сразу отмечу, что PR-сопровождение вполне может помочь самим приставам-исполнителям обосновать для руководства, почему они наиболее активно начали работать по каким-то конкретным исполнительным листам.

Кроме того, вынужденно появляющиеся в рамках информационного сопровождения тексты (пресс-релизы и т. д.

) могут дополнительно демонстрировать неизбежность неблагоприятных последствий для должников, которые по каким-то причинам, в том числе иногда коррупционным, стали надеяться на неосуществление исполнительных действий.

Для наглядности проиллюстрируем пример такого PR-воздействия. Имеется исполнительное производство на взыскание крупной суммы, у должника есть имущество, но исполнение сильно затягивается.

Взыскателем принимается решение отправить приставам не обычную жалобу, а уведомление в пресс-службу Управления ФССП соответствующего субъекта о том, что взыскателем планируется освещение процесса взыскания по такому непростому исполнительному производству в средствах массовой информации.

Для того чтобы избежать дачи необоснованных негативных службе судебных приставов при странном стечении обстоятельств – должник и имущество есть, а взысканий нет, взыскатель просит сообщить о контактных данных лица, который будет ответственен за освещение процесса взыскания по данному исполнительному производству в средствах массовой информации.

Полученное приставами уведомление простимулировало службу судебных приставов оперативно решить вопросы по данному исполнительному производству так, что освещение процедуры взыскания по нему в средствах массовой информации не потребовалось.

Контроль внутри КПК

Взыскание задолженности в исполнительном производстве – процесс сложный и длительный, в связи с чем всегда актуален вопрос эффективного контроля и учета за этим процессом.

Бумажные документы, как показала практика, удобней всего хранить в накопительных делах по территориальным отделам судебных приставов в алфавитном порядке.

В том случае, если количество должников не более 10 – 20, то автоматизировать процесс не имеет смысла, достаточно будет и таблицы Microsoft Excel.

Если же количество должников значительно больше, то без автоматизации есть риск, что много времени сотрудники будут тратить на поиск необходимого документа (исполнительное производство – письменный процесс), а также информацию о том, на какой стадии находится в настоящее время исполнительное производство.

Заказывать разработку дорогостоящего программного продукта на все случаи жизни, на мой взгляд, непростительные траты. Для наших задач вполне подойдет Microsoft Access, который поможет создать базу данных даже на 60 000 исполнительных производств.

Что можно учитывать таким образом:

  1. Все исполнительные документы, движения по ним, частичное взыскание, комментарии, информацию об окончании исполнительного производства и т. д.
  2. Документы слияния позволяют нам автоматизировать процесс составления типовых документов – заявление о возбуждении исполнительного производства, запросы о ходе исполнительного производства, жалобы и т. д.
  3. Контроль за сроками в исполнительном производстве – база отслеживает и выдает отчеты об истечении тех или иных сроков (например, срок ответа по жалобе).
  4. Составлять любые отчеты по исполнительным производствам, находящимся в работе (например, отобрать все производства, находящиеся в конкретном отделе судебных приставов, у конкретного сотрудника и т. д.).
  5. Учет результатов работы сотрудников – сколько взыскано и т. д.

Окончательное решение о том, как лучше вести учет – это внутреннее дело компании, главное, чтобы это было удобно и не требовало больших затрат.

[1] Источник: официальный сайт ФССП России http://fssprus.ru/statistics/ [2] Официальный сайт ФССП России http://fssprus.ru/2117672/

Источник: http://vkk-journal.ru/vzaimodeystvie-s-fssp/

Из судебных приставов сделают карателей, чтобы лучше выбивали долги

Что такое ФССП России и чем занимается

В ближайшее время в Российской Федерации может появиться новая силовая структура, сотрудников которой приравняют в статусе и правах к сотрудникам МВД, ФСИН, МЧС. Речь идет о Федеральной службе судебных приставов (ФССП), разговоры о реформе которой шли давно и вот, похоже, настало то время, когда планы станут реальностью.

В настоящее время в Министерстве юстиции РФ подготовлен законопроект «О службе в органах принудительного исполнения РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в котором предлагается ввести в ФССП не классные чины, а специальные звания — как у полицейских или сотрудников ФСИН, сделать службу приставов контрактной, наделить их правом досрочного выхода на пенсию.

В настоящее время судебные приставы считаются сотрудниками органа исполнительной власти, в котором предусмотрена государственная гражданская служба.

Однако многие из работников ФССП несут службу с оружием в руках, носят форму, выполняют задачи по обеспечению безопасности как зданий судов, так и судей и присяжных вне зданий судов, занимаются деятельностью по розыску злостных неплательщиков, в том числе и используя методы оперативной работы.

Поэтому и возникла, с точки зрения специалистов Минюста, потребность в превращении приставов в «нормальных» силовиков со всеми причитающимися правами, льготами, но и обязанностями.

Зачем судебным приставам погоны?

Не сказать, что работа судебного пристава столь же опасна, как, к примеру, служба омоновца или оперативника уголовного розыска, но определенные риски все же есть.

Да и идти заниматься столь неприятной работой за небольшие деньги и без положенных силовикам льгот не столь и много желающих.

Молодежь рассматривает работу в ФССП как способ получить юридический стаж и затем перебраться в более «солидные» органы. Поэтому в службе большая текучка кадров.

Впрочем, недовольные реформой в обществе, конечно, есть — не всем понятно, с какой целью наделять бывших судебных исполнителей, занимающихся взысканием долгов с алиментщиков или неплательщиков за услуги ЖКХ, лейтенантскими, капитанскими или майорскими погонами. Тем более, что это предусматривает и нагрузку на бюджет. Ведь на пенсию такие сотрудники пойдут, как и военные и полицейские, лет через 20 выслуги — то есть, в 40−45 лет, а то и раньше.

АдвокатТимур Харди, в прошлом сам работавший в ФССП, подчеркивает, что профессиональная деятельность судебных приставов всегда имела силовую составляющую, поэтому нет ничего удивительного, что сегодня приставов хотят приравнять в правах к полицейским.

Тем более, что разговоры об этом шли давно и многие сотрудники службы очень рассчитывали на связанное с изменением статуса повышение зарплаты, пенсии, приобретение многих прав, которыми наделены полицейские или сотрудники ФСИН и ФСКН.

Другое дело, что нет особой целесообразности переводить на полувоенное положение исполнителей, работающих с бумагами — ведь это все же не оперативники, а обычные чиновники.

Реформа повысит не только статус приставов, но и качество их работы

АдвокатИлья Рейзер убежден, что реформирование Федеральной службы судебных приставов — давно назревшая необходимость, хотя есть и определенные нюансы.

«СП»: — Как в настоящее время регулируется деятельность судебных приставов и какие возникают проблемы, которые заставляют задуматься о реформировании Федеральной службы судебных приставов?

— Как и деятельность любого другого органа исполнительной власти, работа ФССП регламентируется Конституцией Российской Федерации и целым рядом нормативно-правовых актов, прежде всего федеральными законами «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах». Если говорить о проблемах, то я бы выделил следующие.

Во-первых, по факту, судебные приставы осуществляют даже оперативную деятельность — разыскивают должников, задерживают их, но при этом права судебных приставов значительно ниже, чем у полицейских. Во-вторых, это кадровая проблема — зарплаты маленькие, досрочной пенсии нет, что вызывает текучку кадров.

Молодежь работает, а потом уходит в частную практику — если мы говорим о юристах с высшим образованием.

«СП»: — К каким последствиям могут привести предлагаемые законопроектом изменения в функционировании Федеральной службы судебных приставов?

— Фактически в России появляется еще одна полноценная силовая структура сродни полиции МВД или Федеральной службе исполнения наказаний Министерства юстиции. То есть, это будут уже не гражданские служащие, а сотрудники со специальными званиями, с многочисленными льготами. И это повысит их социальную защищенность, статусность.

«СП»: — На Ваш взгляд, стоит ли осуществлять эти изменения или нет? Каковы возможные плюсы и минусы реформы?

— Менять ситуацию, безусловно, надо. ФССП нуждается в реформировании. Но связана потребность в изменении ситуации, прежде всего, с эффективностью работы судебных приставов. И физические, и юридические лица жалуются на слишком медленную работу, часто взыскание долгов длится годами и люди не могут добиться от приставов более быстрой работы.

Между тем, для многих людей это — серьезнейшая проблема, взять хотя бы одиноких матерей, которые пытаются «выбить» алименты.

Есть надежда, что новый статус структуры, с одной стороны, будет способствовать повышению дисциплины в организации, а с другой стороны и сами приставы будут работать более ответственно, так как будут дорожить таким рабочим местом.

Теперь о возможных минусах. Прежде всего, это большая нагрузка на бюджет. Появление новой силовой структуры означает дополнительные затраты на повышение заработной платы, на обеспечение многочисленных льгот, наконец на ту же самую досрочную пенсию.

С другой стороны, в сложившейся ситуации у государства нет другого выхода. Реформа Федеральной службы судебных приставов, и я очень на это надеюсь, поможет наладить ее работу, повысит эффективность деятельности приставов по делам о взыскании, решит стоящие перед службой проблемы финансового и кадрового характера.

Что от реформы ждать простым гражданам?

У обычных, да и не совсем обычных россиян всегда есть шанс столкнуться с судебными приставами — достаточно влезть в долги и не платить их.

Что несет нам возможная реформа Федеральной службы судебных приставов? Конечно, если приставы получат статус, равный полицейским, то не подчиняться их требованиям, сопротивляться им станет гораздо сложнее и будет чревато куда большими последствиями.

У приставов появятся и более обширные возможности для ведения оперативно-розыскной деятельности, а значит и должников будут находить быстрее.

ЮристАндрей Лисов также убежден, что Федеральную службу судебных приставов стоить реформировать.

Но главный вопрос не в статусе приставов, а в том, как заставить их работать в полном смысле этого слова, поскольку сегодня очень многие граждане жалуются на длительность процедур взыскания, особенно если это касается «маленьких людей» с их проблемами — алиментами, долгами друг перед другом.

Возможно, что придание ФССП нового статуса даст сотрудникам дополнительную мотивацию, да и дисциплина, ответственность в полноценной силовой структуре будут выше.

Новости России: В Красноярском крае мальчику выстрелили в голову во время тренировки

Тем, кто пытается годами взыскать долги, алименты, компенсации, такие перемены в работе службы будут только на руку. Зато гражданам, мечтающим о службе в ФССП, попасть на нее будет сложнее — к приставам собираются предъявлять такие же требования, как к полицейским.

Выиграет ли страна от появления новой силовой структуры, сказать сложно. Похоже, что в сложной экономической ситуации власть оказалась заинтересованной в усилении как раз того блока, который отвечает за взыскание долгов и исполнение судебных решений.

Источник: https://svpressa.ru/society/article/237445/

Федеральная служба судебных приставов

Что такое ФССП России и чем занимается

1.

1Почему в случае оплаты должником задолженности по исполнительному документу до момента предъявления его на исполнение необходимо было, в нарушение действующего законодательства, разрабатывать механизм отмены и отказа, тогда как изменение в учете было бы менее трудоемко и разумно (добавление строк в статистических формах, учитывающих количество и суммы по таким производствам, аналогично суммам, уплаченным в срок для добровольного исполнения)?

Ответ: Принятие к исполнению исполнительных документов, требования по которым исполнены до момента возбуждения исполнительного производства, является необоснованным и может повлечь нарушение прав и законных интересов граждан. В данном случае отсутствуют законные основания для применения к должникам мер принудительного исполнения. В целях недопущения случаев нарушения прав граждан постановление о возбуждении исполнительного производства в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должно быть отменено и, руководствуясь пунктом 8 части 1 статьи 31 указанного закона, вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.

1.2Не считаете ли Вы, что из законодательства необходимо изъять термин «исполнено судебным  приставом» и заменить его на «приведено в исполнение  судебным приставом», также руководствуясь практикой ЕСПЧ убрать конкретный двухмесячный срок, установив разумный?

Ответ: Поскольку основной задачей исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, то замена терминов в законодательстве не влияет на конечный результат – фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.

Предусмотренный частью 1 статьи 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» двухмесячный срок исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, не является пресекательным.

В указанный срок не включается время, в течение которого исполнительные действия не производились в связи с их отложением, приостановлением исполнительного производства, отсрочкой или рассрочкой исполнения исполнительного документа, а также в связи с оценкой и реализацией арестованного имущества должника.

В соответствии с частью 8 статьи 36 данного закона истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства.

Вернуться

2. По линии Управления организации обеспечения установленного порядка деятельности судов

2.1Приказ МЮ № 226 от 1999г. не только морально устарел, но и фактически.

Необходимо привести в соответствие с функционалом ОУПДСа, либо внеся представление по отмене приказа МЮ и издании приказа ФССП, в части тех элементов организации службы которые там прописаны.

Сохранить старый порядок, но дополнив в связи с расширением полномочий, либо представить поправки в МЮ для дополнения регламента ОУПДС министерством юстиции.

Ответ:

Федеральной службой судебных приставов подготовлен проект приказа Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении Порядка обеспечения Федеральной службой судебных приставов и ее территориальными органами установленного порядка деятельности судов». В нем, с учетом внесенных законодательством изменений, в полном объеме отражены вопросы регулирующие порядок обеспечения установленного порядка деятельности судов. В настоящее время данный проект проходит согласование в Минюсте России.

2.2Дать исчерпывающее толкование нормы закона касаемо содержания в частности ст.

11 ФЗ «по поручению старшего судебного пристава или его заместителя оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания».

Потому как такая норма позволяет злоупотреблять, как СПИ, дознавателям, ССП и их заместителям, и трактовать на свое усмотрение. Текущее положение позволяет полностью на всех стадиях ИП использовать СП по ОУПДС.

Обязать руководство в обязательном порядке такое поручение оформлять в письменном виде.

Запретить использовать СП по ОУПДС в качестве почтальонов, с разносом повесток, постановлений и прочего. Мое личное мнение, что эта норма создавалась под выдворение, чтобы избавить их от обязанности ездить на пункт пересечения границы. А на выходе, что хочу то и подразумеваю.

Ответ:

Источник: https://www.zakonia.ru/user/223259

Адвокат Кузнецов
Добавить комментарий