Как считает страховая компания ущерб при ДТП

ДТП с участием трех и более автомобилей случаются довольно часто. В народе такие аварии называют «паровозиком». Запускает цепную реакцию первый резко оттормозившийся автомобиль. У водителя следующей за ним машины есть доли секунды, чтобы остановиться без столкновения, но даже его хорошая реакция не всегда спасает ситуацию.

Есть же еще и третья машина, управлявший которой затормозить уже не успевает. Удар — и средний «вагон» стыкуется с первым и последним.

Кто виноват, кто потерпевший, за чей счет ремонтировать машину и стоит ли искать скрытые повреждения? В этой статье мы опишем страховой случай, в котором автовладелец среднего «вагона», самого пострадавшего, отремонтировался за счет страховой компании по «автогражданке».

AUTO.TUT.BY совместно со страховой компанией «Промтрансинвест» запускает новый проект — «Страховой случай». Каждую неделю у нас будет появляться материал о новом страховом случае, основанный на реальном дорожном происшествии.

На протяжении нескольких месяцев мы будем подробно рассказывать о всех аспектах автострахования, совместно с оценщиками проводить осмотр и оценку аварийных автомобилей, составлять калькуляции на ремонт и замену поврежденных деталей, рассчитывать размер компенсации.

Наша цель — сделать все расчеты страховой максимально прозрачными и понятными для всех автолюбителей.

Простой «паровоз»

Ситуация, в которую попала владелица VW Polo, достаточно типична.

Февральское пасмурное утро, мокрый асфальт. Из объяснения обстоятельств ДТП владелицы VW Polo: «Утром 11 февраля я ехала по ул. Казинца со стороны ул. Кижеватова.

Двигавшийся передо мной автомобиль Ford Focus остановился, пропуская автобус. Я тоже притормозила и остановилась. И в мой автомобиль сзади врезалась Mazda CX5. От удара мою машину толкнуло на впереди стоящий автомобиль.

На место ДТП были вызваны сотрудники ГАИ и составлена схема происшествия».

Владельцу средней машины «паровозика» грустнее всех: у него и спереди погнуто, и сзади расколочено. Сразу даже трудно представить, во сколько выльется ремонт — машина не старая, 2013 года выпуска, все запчасти нужно покупать новые.
А повреждено немало.

Спереди — побит бампер, сломана решетка радиатора и крепление передней правой фары, плюс эмблема и рамка госномера. Сзади дела хуже: деформирована крышка багажника, разбит задний фонарь, бампер. В таком виде «ласточку» не оставишь, нужно ее срочно ремонтировать. Поэтому вопрос, как быстро страховая компания заплатит, очень важен.

И чья страховая компания — виновника или пострадавшего — будет возмещать ущерб?

Наталья Хомич, начальник управления урегулирования убытков ЗАСО «Промтрансинвест»:

— В данном случае виновным в попутном столкновении трех транспортных средств является водитель Mazda. Виновник застраховал свою гражданскую ответственность владельца транспортного средства в компании „Промтрансинвест“, поэтому пострадавший, владелец VW Polo, и обратился за возмещением причиненного ущерба в нашу компанию.

Выплата в рассматриваемом случае по законодательству производится в течение 20 рабочих дней, следующих за днем получения страховщиком заявления о ДТП, за исключением случаев, когда отсутствуют документы, необходимые для решения вопроса выплаты страхового возмещения не по вине страховщика.

Законодательством потерпевшему разрешено обращаться также в компанию, где застрахована его гражданская ответственность владельца транспортного средства.

Стоит отметить, что в случае обращения участников ДТП в ГАИ важно, какой формы будет выдана справка. В большинстве случаев виновник сразу на месте ДТП соглашается с тем, что он является причинителем вреда, подписываясь в соответствующей графе документа.

При наличии такой справки у страховой компании нет необходимости делать дополнительные запросы в ГАИ, чтобы уточнять, кто виновник (это в обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств важный момент, потому что страховщику нужно знать, чья ответственность в данном случае «сработала»).

Есть и другие формы справок, которые указывают, кому она выдана, а кто второй участник ДТП, который является предполагаемым виновником. В таких случаях страховая компания для выяснения, кто виновен в происшествии, обращается в органы ГАИ с соответствующим запросом. Пока это не выяснится, с возмещением ущерба придется подождать.

Есть ситуации более сложные, когда в ДТП кто-либо из участников погибает или получает телесные повреждения. В таких случаях рассмотрением ДТП и расследованием происшествия могут заниматься Следственный комитет, прокуратура, судебные органы. Сроки выплат удлиняются, а насколько — предугадать довольно сложно.

Источник: https://auto.tut.by/news/autobusiness/487775.html

Виновник ДТП заплатит дважды

Как считает страховая компания ущерб при ДТП
После ДТП с чужой дорогой иномаркой вам, возможно, придется ремонтировать ее за свой счет в стране-производителе

Хотите за свой счет отремонтировать в Германии чужой «мерседес», пострадавший в ДТП? Нет? А придется! По крайней мере, так считают некоторые автостраховщики.

Возмещение «на бис»

В последние несколько месяцев виновникам ДТП, уже урегулировавшим все убытки по полису ОСАГО, стали приходить «письма счастья» от страховых компаний пострадавших с требованием доплатить за ремонт.

В письмах содержится требование возместить разницу между выплаченной суммой по ОСАГО и реальной стоимостью запчастей, лакокрасочных материалов и ремонтных работ.

Требуемая «доплата» в некоторых случаях соизмерима с уже выплаченной суммой.

В «Народном рейтинге» Банки.ру образовалась целая ветка обсуждений таких ситуаций, в качестве главного отправителя таких писем упоминается «Росгосстрах». Посетители Банки.ру в форуме жалуются, что им как виновникам ДТП предлагается, по сути, оплатить полную стоимость ремонта по каско. Причем единственным подтверждением фактической стоимости ремонта часто является акт СТОА.

Например, пользователю под ником El201 «Росгосстрах» предложил в добровольном порядке возместить ущерб на сумму 12 513,28 рубля сверх уже выплаченных «Ингосстрахом» (страховщиком виновника) 53 500 рублей.

Основанием для требования являются акт ремонтной компании на сумму 66 013,28 рубля и платежное поручение от РГС этой компании на эту же сумму.

Согласно экспертному заключению, по которому и осуществлялась выплата за ремонт, восстановление автомобиля пострадавшего было оценено по Единой методике в 55 500 рублей (53 500 — стоимость ремонта с учетом износа). Это не самое большое требование от страховщиков, которые получили наши читатели.

От Vita261991 РГС требует по суду 110 000 рублей при уже осуществленной выплате 90 000 рублей, а пользователю naber спустя три года после ДТП пришло требование от «Тинькофф Страхования» на 130 000 при выплаченном возмещении в 70 000 рублей.

В большинстве описанных случаев эксперт один и тот же — «Автоконсалтинг плюс», что навело наших пользователей на мысли о «схеме».

Пострадавшие от страховщиков виновники ДТП отмечают, что при такой практике страховые могут договариваться: страховая по ОСАГО — оценивать ущерб по минимуму, страховая пострадавшего — ремонтировать в своих центрах по заоблачным ценам, а разницу брать с виновника ДТП, пишут пользователи Банки.ру. «Почему нет? Получается, это вообще может вылиться в некую систему перекладывания ответственности на виновника ДТП и снятия ее со страховой, не только в части износа, а вообще в части всей суммы», — пишут автомобилисты (везде авторская орфография и пунктуация сохранены).

«Я надеюсь, что РГС не станет доводить до суда ситуации, в которых может всплыть схема. Поскольку можно, как минимум, получить встречное обвинение в мошенничестве. Не случайно все письма с требованием возместить ущерб — не заказные, а носят неформальный характер», — пишет El201. Надежды автовладельцев не оправдываются — страховщики активно идут в суды по таким поводам и часто выигрывают.

«Стоит отметить, что до тех пор, пока не сложилась судебная практика по данным делам, судьи зачастую отказывали в удовлетворении исковых требований. Со временем, по мере накопления материалов, суды стали часто принимать положительное решение о взыскании», — отмечает директор департамента урегулирования убытков СК «Абсолют Страхование» Игорь Люкин.

В «Тинькофф Страхования» подтвердили, что в компании сталкивались с такой практикой и есть прецеденты, когда такие случаи доходили до стадии судебного разбирательства. «В некоторых случаях суды удовлетворяют требования страховых компаний, руководствуясь постановлением КС РФ.

Конституционный суд ввел в практику право требования возмещения дополнительного, реального ущерба в тех случаях, когда выплаты по ОСАГО не покрыли расходы на восстановление ТС.

Ранее, до этого постановления, суды отказывали потерпевшим в компенсации расходов в полном размере», — пояснили в компании.

Компании «Абсолют Страхование», «АльфаСтрахование» заявили Банки.ру, что у них самих подобных судебных дел нет (в «АльфаСтраховании», по словам официального представителя компании, действует запрет на взыскание разницы с физических лиц в пределах лимита ОСАГО), однако в целом по рынку они нередки.

От других автостраховщиков комментарии ситуации получить не удалось.

ОСАГО не защищает?

В мировой практике ОСАГО защищает виновника полностью в пределах страховой суммы, возмещая потерпевшему подтвержденную сумму, которая реально затрачена на восстановление его авто, отмечает один из участников форума.

«А уж где потерпевший изволит чиниться — в гараже у турецкого дяди Васи, или в авторизованном сервис-центре — не важно. Виноватого СК и так «наказывает», увеличивая ему тарифы по ОСАГО на следующий срок страхования, — возмущается пользователь Geene.

— А наши законодатели под воздействием лобби страховых компаний извращают смысл страхования как такового».

Автовладелец Geene не совсем прав: в законе об ОСАГО как раз прописано, что если сумма ущерба не превышает лимит 400 тыс. рублей, то никаких дополнительных требований к виновнику ДТП предъявлено быть не может.

«Такие требования о возмещении убытков с виновного водителя являются незаконными, — говорит специалист практики уголовного и административного права Национальной юридической службы «Амулекс» Юрий Суровцов.

— С виновного лица могут быть взысканы лишь убытки страховой компании, превышающие максимальный размер страховой суммы для возмещения имущественного ущерба в размере 400 тысяч рублей (статья 7 закона об ОСАГО)».

В данном случае между страховыми компаниями правоотношения не регулируются законом об ОСАГО, добавляет юрист.

К отношениям между страховщиком, оплатившим потерпевшему ремонт автомобиля по каско, и страховщиком, с которым у виновника заключен договор ОСАГО, должны применяться общие положения законодательства о полном возмещении вреда (статьи 15, 1064 ГК РФ).

Следовательно, страховая компания по каско имеет право требовать полного возмещения убытков, связанных с ремонтом автомобиля потерпевшего в ДТП водителя, от страховой компании по ОСАГО, а никак не от виновника ДТП, застраховавшего свою ответственность.

Невозможность законного обращения требования на страхователя подтверждает и Российский союз автостраховщиков (РСА). Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, однако, считает, что разница в стоимости ремонта по каско и по ОСАГО — зона ответственности страховщика каско.

«Единственная выплата, которая положена потерпевшему при ущербе до 400 тысяч рублей, — это та, что произвел страховщик в рамках лимита и по Единой методике (ЕМ). Если лимит не был превышен, никаких дополнительных требований к виновнику предъявлено быть не должно, — разъясняет он.

— Если дилерские услуги оказались более дорогими, это не влияет на виновника. Эта разница должна падать на страховщика, который осуществил страхование каско, — для того и существует этот вид страхования. Что ему (страховщику потерпевшего. — Прим. Банки.

ру) положено по закону об ОСАГО, он получил от страховщика виновника. Дальше он не должен предъявлять претензии ни виновнику, ни его страховой компании».

А судьи что?

Если все прописано в законе, откуда же тогда взялись массовые претензии страховщиков к виновникам ДТП и почему суды встают на сторону страховщиков? Мотивируя свою позицию, главный герой постов в «Народном рейтинге» Банки.

ру «Росгосстрах» ссылается на постановление № 6-П от 10.03.17 Конституционного суда РФ (на него же опираются и судьи в реальных делах). «Подробный анализ (Верховным судом. — Прим. Банки.

ру) подобных споров был обусловлен неоднородностью толкования норм действующего законодательства и неоднородной судебной практикой, что порождало нарушение имущественных прав потерпевших, в частности права на полное возмещение вреда, — отмечается в комментарии пресс-службы «Росгосстраха». — С учетом указанного постановления судебная практика изменилась, и теперь потерпевший может рассчитывать на полное возмещение своих расходов».

Конституционный суд в своем разъяснении ссылается на статью 1072 ГК, в которой указано, что в случае, когда гражданская ответственность виновника была застрахована, а страхового возмещения недостаточно для полного возмещения вреда, «разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба подлежит возмещению причинителем вреда». Но не уточняет при этом, о чем идет речь — о компенсации ли износа, о размере ущерба свыше лимита по ОСАГО или о разнице между стоимостью дилерского ремонта (по каско) и ремонта по ценам Единой методики (по ОСАГО). Не уточняется и то, кто должен компенсировать разницу — виновник ДТП или его страховая компания.

В РСА считают, что нечеткость формулировок и привела к появлению волны писем к страхователям, а вслед за ними и исков.

«Было очень специфичное разъяснение Пленума Верховного суда, которое привело к тому, что некоторые филиалы, менеджеры, иногда и компании стали посылать письма (с требованием заплатить компенсацию. — Прим. Банки.

ру), — комментирует этот документ Евгений Уфимцев. — Мы со стороны РСА можем это ограничивать только своими разъяснениями, что так делать не нужно. Другого пути у нас нет».

Исполнительный директор РСА уверен, что «если такие компании пойдут в суд, они со стопроцентной вероятностью выиграют, исходя из разъяснения Верховного суда», хотя в законе стоимость ремонта по Единой методике считается реальным ущербом, который виновник нанес.

Между тем много вопросов и к самой Единой методике расчета — этот вопрос уже поднимался неоднократно.

«Если между ЕМ и стоимостью ремонта по каско, который производится по «оптовым» ценам страховщиков, возникает разница, то это однозначно говорит о «недостатках» методики, которую фактически разрабатывают сами страховщики в рамках их профобъединения», — считает руководитель направления «Страхование» Банки.ру Дмитрий Жуков.

«С возмещением разницы, полученной в результате вычета износа, можно с натяжкой согласиться, хотя вопрос очень спорный», — говорит эксперт, поясняя, что в большинстве случаев поврежденную деталь можно заменить только на новую.

«Выставление же требований страхователю компенсировать разницу между стоимостью запасных частей, лакокрасочных материалов и нормо-часов, обозначенной в ЕМ, и рыночными ценами на эти составляющие ремонта, если не превышена максимальная сумма страхового возмещения 400 тысяч рублей, выходит за грань банальной логики. Если в ЕМ стоимость любой из этих составляющих будет занижена относительно рыночной цены (а таких примеров множество), то при использовании трактовки решения Конституционного суда, применяемой, в частности, «Росгосстрахом», эта разница будет возложена на виновника. А разница может быть соизмерима, а то и превышать компенсированный в рамках ОСАГО ущерб».

Такая практика ставит каждое лицо, заключившее договор ОСАГО и уверенное на этом основании в своей защищенности (по крайней мере, в пределах лимита по ОСАГО), в неопределенное положение.

Страховщики против… страховщиков

Несмотря на высказывания пользователей о том, что подобные иски могут быть выгодны всем страховщикам, теория заговора здесь явно притянута за уши, — Евгений Уфимцев признался, что по мере расширения такой практики вопрос о ее недопустимости неоднократно поднимали сами страховые компании.

Более того, по сведениям Банки.ру, инициативная группа внутри РСА разработала проект позиции союза автостраховщиков по этому больному вопросу (документ имеется в распоряжении Банки.ру).

«В последнее время на страховом рынке появилась активная практика предъявления страховщиками суброгационных требований причинителям вреда наряду с предъявлением такого требования страховщику ОСАГО не только в случае превышения лимита выплаты по ОСАГО, но и в пределах установленной законом об ОСАГО страховой суммы, — говорится в проекте документа. — Такая практика ставит каждое лицо, заключившее договор ОСАГО и уверенное на этом основании в своей защищенности (по крайней мере, в пределах лимита по ОСАГО), в неопределенное положение, поскольку полную защиту от требований к нему как к виновнику ДТП полис ОСАГО не обеспечивает».

Это негативно сказывается на отношении потенциальных потребителей страховых услуг к ОСАГО и провоцирует расширение страхового мошенничества в этой сфере страхования, отмечают составители документа.

Подчеркивая, что такие требования дискредитируют и установленный порядок осуществления выплат по ОСАГО, основанный на ЕМ и правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства. В этой связи президиуму РСА предлагается «считать нецелесообразным» предъявление подобных требований виновнику ДТП.

Проект документа, по словам источника Банки.ру, находится на согласовании в президиуме РСА. Если он будет принят, то РСА распространит его между всеми своими членами.

Однако пока страховщики пытаются выработать единую позицию, письма страхователям продолжают приходить, а иски поступают в суды. В этой ситуации важно помнить о том, что сдаваться раньше времени не стоит: заявленные фактические расходы на ремонт могут быть оспорены в суде.

Суд может уменьшить размер возмещения, если удастся доказать, что пострадавший и/или его страховая компании завысили сумму или вышли за грани разумного.

То есть если пострадавший в ДТП отремонтировал свой раритетный автомобиль непосредственно в компании-производителе где-нибудь в Германии по договору каско, то, скорее всего, виновнику ДТП удастся избежать дополнительных выплат.

Юрий Суровцов полагает, что в сложившейся ситуации, если заявленная страховой компанией по каско сумма убытков не превышает 400 000 рублей, автовладельцу следует возражать против такого требования. Указав, что в данном случае надлежащим ответчиком должна являться страховая компания, с которой у автовладельца заключен договор ОСАГО.

Ольга КУЧЕРОВА, Banki.ru

Источник: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10539446

Выплаты по ОСАГО в 2019. Расчет суммы страхового возмещения по полису

Как считает страховая компания ущерб при ДТП

Какие бывают особенности расчета суммы выплаты и как оценивают ущерб по ОСАГО. Как взыскать ущерб по ОСАГО?

Ущерб по ОСАГО рассчитывается страховщиком при обращении к нему пострадавшей стороны. В зависимости от ситуации, размер выплаты способен покрыть ремонтные работы полностью или только частично. При расчете выплат по ОСАГО учитываются результаты экспертизы повреждений, а также износ автомобиля и его отдельных частей.

Что снижает размер страхового возмещения за ущерб

При оценке ущерба автомобилю учитывается в первую очередь его износ. Именно он оказывает максимальное влияние на изменение стоимости ремонта. Так за новый автомобиль, проездивший меньше года, выплатят практически 100% компенсацию.

Если же машина проездила несколько лет, то страховая выплата будет значительно ниже. Чем старше автомобиль, тем больше износ. Защищает водителей тот факт, что в законе прописано максимальное значение этого параметра – 50%. Поэтому страховая компания может снизить выплату только до половины от положенной суммы.

Страховое возмещение по ОСАГО можно увеличить, если сохранять чеки и квитанции за установленные детали. Например, если машина 2007 года выпуска, а пострадавшие фары были поставлены в этом году, то по ним износ не учитывается.

Как оценивают сумму возмещения по ОСАГО

Оценка размера компенсации по страховке осуществляется с помощью автотехнической экспертизы. Специалисты устанавливают все скрытые и видимые повреждения, условия и причины ДТП, анализируют дорожные условия и другие параметры. В результате формируется целостная картина аварии, подготавливаются выводы по спорным вопросам, и устанавливается сумма ущерба в ДТП.

При том, как оценивают ущерб, многие страховые компании стремятся скрыть некоторые повреждения и занизить сумму выплат. Вы можете оспорить результат осмотра специалиста от страховой компании, обратившись к независимым экспертам. Они проведут экспертизу ущерба и подготовят свои выводы о его повреждениях.

Изменения расчета возмещения в 2019 году

В января 2019 года были введены существенные изменения в правила обязательного страхования автогражданской ответственности.

Теперь приоритет над страховой выплатой имеет восстановительный ремонт. Денежную компенсацию пострадавший в аврии может получить в случае:

  • поврежденный автомобиль не подлежит восстановлению;стоимость ремонта значительно превышает лимит страховой выплаты;в результате дорожного происшествия вред причинен не только автомобилю (жизни, здоровью или иному имуществу);
  • по каким-либо причинам заранее невозможно установить сроки проведения восстановительного ремонта;
  • ремонт нельзя произвести в ремонтной организации, выбранной страховой компанией и страховщиком.

Как проверить точность расчетов по страховке

Учитывая, что в этом году будет введен закон, делающий ремонт приоритетным видом компенсации, водители захотят проверить честность своей страховой компании. Вы можете использовать базу РСА для расчета суммы возмещения по страховке. Она содержит информацию по стоимости деталей в регионе, нормочасам и другим параметрам, используемым при расчете страховщиками.

Следует отметить, что особую тщательность при проверке результатов экспертизы стоит уделять при ДТП, начиная с 2017 года. Практически полное исчезновение натурального возмещения ущерба по ОСАГО сделает невозможным ремонт без дополнительных затрат, если в процессе обнаружатся скрытые повреждения.

Лимиты компенсации за ущерб

Возмещение ущерба ограничено максимальными суммами выплат. На сегодняшний день установлены следующие значения:

  • 400 000 рублей – выплаты за повреждения, нанесенные непосредственно автомобилю;
  • 500 000 рублей – покрытие вреда здоровью и жизни людей, рассчитывается отдельно на каждого потерпевшего.

Дополнительно было увеличено возмещение ущерба при ДТП по ОСАГО по европротоколу. Начиная с 2014 года при оформлении аварии без вызова ГИБДД можно получить до 50 000 рублей.

Для столичного региона действует особое правило, касающееся европротокола. Размер взыскания по нему может достигать 400 000 рублей, но только в том случае, если в автомобили есть сертифицированный видеорегистратор. Устройство должно уметь записывать видео, фиксировать скорость и направление движения, координаты и автоматически передавать информацию о ДТП при столкновении.

Компенсация вреда здоровью и жизни людей

Страховое возмещение не ограничивается только повреждениями, полученными транспортным средством. Если в ДТП пострадали люди, то страховая компания оплатит их лечение и выдаст соответствующую компенсацию.

Размер выплаты зависит от множества параметров – включая сложность травмы, перенесенный операции и медицинские вмешательства.

По ОСАГО размер выплаты за ущерб здоровью оценивается максимум в 500 000 рублей. Предельную сумму выдают детям, получившим инвалидность, и взрослым, которым была поставлена инвалидность 1 степени.

Пострадавшие, получившие инвалидность 2 и 3 степени, могут рассчитывать на компенсацию в 350 000 и 250 000 рублей.

Отдельно рассчитывается сумма ущерба ОСАГО при летальном исходе. В этом случае выгодоприобретатели получают 475 000 рублей. Еще 25 000 рублей выдается лицу, берущему на себя погребение умершего человека.

Расчет выплаты по ОСАГО

Если у всех участников ДТП есть действительные полисы, то порядок возмещения ущерба по ОСАГО сводится к обращению в свою страховую компанию. В течение 20 дней с момента подачи документов она должна будет подготовить всю необходимую информацию, провести осмотр автомобиля и провести выплату.

В случае затягивания сроков  выплаты нужно подать досудебную претензию. Если она не будет удовлетворена в течение 5 рабочих дней, то застрахованное лицо может обратиться в суд с исковым заявлением. После вынесения положительного решения, истец получает не только положенные деньги, но и дополнительную сумму за каждый день просрочки.

Взыскание ущерба с виновника ДТП без страхового полиса значительно сложнее. Вся процедура осуществляется через суд. Деньги взыскиваются непосредственно с виновной стороны, поэтому скорость платежей зависит от ее имущества и средств на счетах.

Просто о сложном? Читай Дзен!

Источник: https://www.vbr.ru/strahovanie/help/osago/rasche-usherb-osago/

Какой ущерб страховаякомпания обязанавозместить по ОСАГО и в какихслучаях она может отказать?

Как считает страховая компания ущерб при ДТП

Каждый пострадавший в ДТП гражданин вправе рассчитывать на компенсацию понесённых потерь. Затем и существует обязательное страхование автогражданской ответственности. Однако даже этот закон защищает пострадавших отнюдь не во всех ситуациях.

Закон гласит, что страховыми событиями по ОСАГО являются случаи, когда вследствие эксплуатации транспорта был причинён имущественный ущерб или вред здоровью либо жизни человека.

Можно рассчитывать на выплату, если водитель причинил вред чужому здоровью, а равно жизни другого человека в процессе эксплуатации транспорта. Повреждение чужого имущества также является страховым событием.

Однако мало кто знает, что ОСАГО покрывает любой имущественный ущерб, а не только повреждение транспорта. В числе прочего к страховым событиям относятся происшествия, в результате которых повреждены:

  • Дом или другие строения.
  • Забор либо ограда.
  • Объекты дорожной инфраструктуры.
  • Личные вещи граждан.

Также имущественным ущербом считаются случаи причинения вреда домашним, сельскохозяйственным либо диким животным. При этом хозяин сбитого животного получит выплату, только если виновником происшествия будет признан водитель.

Возмещение ущерба в рамках договора ОСАГО возможно, если установлен виновник происшествия. Естественно, у него непременно должна быть действующая страховка, иначе потерпевший останется без страхового возмещения. 

Ответственность за аварию может быть возложена на водителя исключительно государственными органами, в частности судом или дорожной полицией. Решение органа власти непременно оформляется в документальном виде.

Если виновник происшествия признает, что спровоцировал аварию, то допускается оформление документов без участия инспектора дорожной полиции. Для урегулирования убытка без справок необходимо соблюсти ряд дополнительных требований.

Объединение отечественных автостраховщиков занимается регулированием отношений между страховыми компаниями в рамках системы ОСАГО. В ведении специалистов РСА находится фонд компенсационных выплат. Именно из него берут деньги для возмещения ущерба по обязательствам страховых компаний, лишенных лицензии.

Если страховщик вот-вот обанкротится или у него отняли лицензию, РСА возмещает имущественный ущерб, причинённый клиентом такой компании. Кроме того, союз автостраховщиков обязан возмещать вред здоровью либо жизни пострадавшего в аварии, когда:

  • Происшествие спровоцировал неустановленный водитель.
  • Виновник аварии не имеет действительного полиса ОСАГО.

При этом максимальная величина компенсации установлена в пределах действующих страховых сумм. То есть итоговая выплата каждому потерпевшему ограничена следующими значениями:

  • Полмиллиона рублей – вред жизни или здоровью.
  • Четыреста тысяч рублей – имущественный ущерб.

Таким образом, можно получить возмещение даже после отзыва лицензии страховой компании виновника.

Вред здоровью возмещается в любом случае, в частности когда авария спровоцирована неустановленным лицом.

Потерпевшие вправе получить возмещение косвенных расходов, связанных со страховым событием. В частности, страховщик обязан компенсировать транспортные расходы потерпевшего, если поврежден не транспорт, а какое-либо иное имущество.

К таким расходам относится оплата доставки на место проведения восстановительных работ и обратно повреждённого имущества и бригады ремонтников. Также страховая компания обязана оплатить доставку запчастей и материалов, необходимых для ремонта.

Если же поврежден транспорт, его собственник может рассчитывать на оплату эвакуатора и стоянки. Однако желательно заранее согласовывать такие расходы со страховщиком, иначе их вряд ли компенсируют в добровольном порядке.

При наличии пострадавших страховщик обязан возместить расходы на их доставку в медицинское учреждение. Естественно, при этом могут потребоваться доказательства обоснованности таких затрат.

Страховщики почти всегда обязаны платить, ведь они практически не имеют оснований для отказа. Однако в ряде случаев потерпевшему всё же могут обоснованно отказать в выплате. Страховая компания точно не возместит ущерб, причинённый при наличии следующих обстоятельств.

  • Воздействие радиации, радиоактивное заражение, а равно ядерный взрыв.
  • Военные действия, войсковые манёвры, учения и иные мероприятия.
  • Народные волнения, а равно гражданская война.
  • Воздействие непреодолимой силы.
  • Умысел потерпевшего.
  • Забастовка.

Кроме того, страховщик откажет в возмещении, если ущерб причинён вследствие использования транспорта в испытаниях либо соревнованиях, а равно при обучении вождению на специализированных полигонах.

Вне зависимости от обстоятельств происшествия не возмещается упущенная выгода и моральный вред. Наряду с этим не подлежит возмещению ущерб транспорту виновника аварии либо прицепу к нему, а равно дополнительному оборудованию.

Также страховщик непременно откажется оплачивать за водителя-виновника:

  • Убытки предприятию в результате вреда его работнику.
  • Ущерб вследствие работ по погрузке или разгрузке.
  • Повреждение по вине водителя перевозимого им груза.
  • Загрязнение окружающей среды.

Отдельного внимания заслуживают случаи причинения ущерба, подпадающие под действие других обязательных видов страхования.

Потерпевшему откажут в выплате по «автогражданке», если полученный ущерб подлежит возмещению в рамках иной обязательной страховки.

В частности, это правило действует, когда вред причинён следующим категориям лиц:

  • Пассажиры общественного транспорта, включая автомобильный.
  • Работники предприятий в процессе исполнения трудовых обязанностей.
  • Любой человек вследствие воздействия перевозимого груза.

В конце следует отметить, что страховщик гарантированно откажет в оплате ущерба вследствие повреждения следующего имущества:

  • Антиквариат или уникальные предметы.
  • Исторические памятники, включая сооружения и здания.
  • Изделия из драгметаллов, полудрагоценных либо драгоценных камней.
  • Ценные бумаги, а равно наличные деньги.
  • Предметы религиозной направленности.
  • Произведения искусства, научные труды, литература.
  • Объекты интеллектуальной собственности.

Страховщики не могут отказать в выплате по причинам, отличным от вышеизложенных. Если страховая компания решится нарушить закон, следует направить страховщику досудебную претензию. Лишь после этого собственник машины получает право подать судебный иск.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_za_chto_polozhena_vyplata

Ожидание и реальность: возмещении ущерба после ДТП по ОСАГО

Как считает страховая компания ущерб при ДТП

 Подписывайтесь на наш Telegram канал и получайте самые свежие и интересные новости первыми

Как говорил Великий комбинатор Остап Бендер, персонаж Ильфа и Петрова:

«Полное спокойствие может дать человеку только страховой полис».

Предлагаю разобраться и ответить на вопросы:

  1. А так ли это работает на практике в Украине, применительно к полисам страхования автогражданской ответственности ОСАГО?
  2. Как действовать, чтобы всё же это выражение сделать истинным?

Скорее всего, те люди, у которых был личный опыт общения со страховой компанией (далее СК – прим. ред.), в этот момент скептически улыбнулись.

И это – абсолютно закономерно. В подтверждение этому тот факт, что по данным официального исследования Института Социологии НАН Украины (2013 г.) всего лишь 11% опрошенных ответили утвердительно на вопрос «Доверяете ли вы страховщикам?».

Почему так? Ответ на этот вопрос учитывает ряд влияющих факторов. И основной среди них очевиден – в Украине качество работы страховых компаний по наиболее массовому виду страхования – ОСАГО – мягко говоря, «оставляет желать лучшего».

Откуда такое мнение? Из личного практического опыта работы на страховом рынке. Я так или иначе помогаю людям получать деньги от страховых компаний начиная с 2008-го года и за это время видел в этой сфере если не всё, то многое.

Можно с уверенностью утверждать, что если смотреть на вопрос обобщенно, страховщики при урегулировании страховых событий применяют два способа увеличить свою прибыльность:

  • Минимизируют сумму выплаты
  • Затягивают сроки выплаты

Все ли страховщики так действуют? Нет, не все. Есть страховые компании, которые применяют какой-то один из этих способов.

Также есть страховые компании, которые не применяют такие схемы вовсе и работают на 100% клиентоориентированно по ОСАГО – честь им и хвала.

Но такие компании, к сожалению, на текущий момент в Украине можно перечислить на пальцах одной руки. Порядка 90% компаний по ОСАГО применяют как минимум одну из схем повышения прибыльности.

Чтобы не быть голословным приведу конкретную статистику:

1. На графике вы можете увидеть динамику выплат по ОСАГО за последние годы в долларовом эквиваленте при среднегодовом курсе USD/UAH. Так можно увидеть картину объективнее, чем если считать в гривне – ведь автомобильные запчасти чаще всего импортируют из других стран.

2. Срок выплаты:

2.1. На основании отчета Моторного (транспортного) страхового бюро Украины за 2-й квартал 2016-го года средний срок выплаты на рынке ОСАГО составил 154 дня (!!!). Представьте себе эту цифру – 5 месяцев. И это, акцентирую внимание, СРЕДНИЙ срок выплаты (!!!).

2.2. В срок, максимально установленный Законом Украины «Об ОСАГО», а именно до 90 дней, было оплачено только 48,3% страховых возмещений.

Кому это выгодно? Ответ очевиден – страховым компаниям.

Потому спокойствия автомобилистам полис ОСАГО в Украине на текущий момент пока не добавляет. Зато добавляет не всегда приятного опыта общения с СК.

Вопрос №2, ответ на который может быть полезен – «Что делать?». Чтобы ответить на него, я предлагаю для начала рассмотреть на примерах ТОП-5 уловок страховых компаний по калькулятор ОСАГО для минимизации суммы ущерба и затягивания сроков выплаты.

Уловка №1: «Свой расчет вместо независимой оценки»

Вы приходите в страховую компанию виновного в ДТП человека писать заявление о страховом событии. Сотрудник страховой компании дает вам бланк заявления о страховом событии и просит заполнить. При этом в одном из завершающих пунктов бланка вас просят указать способ расчета страхового возмещения, выбрав из двух вариантов:

  • «Эксперт страховой компании»
  • «Независимая экспертная оценка»

При этом сотрудник говорит что-то в таком духе: «Если вы выберете нашего эксперта, то всё будет быстрее». На деле эти слова подтверждаются не очень часто. Меньше посчитают – это да. Работа у них такая. Побольше собрать – поменьше заплатить.
Что делать в такой ситуации?

Я рекомендую:

  1. Требовать проведения независимой экспертизы экспертом-оценщиком.
  2. При этом на экспертизу вызвать дополнительно «своего» эксперта – для того, чтобы вы понимали, что эксперт, которого вызвала страховая компания, адекватно посчитал ущерб.

Уловка №2: «Неверная консультация по документам»

Вы написали заявление о страховом событии, вроде бы подали все документы, но выплаты всё нет. Через некоторое время звоните в СК – не можете дозвониться до специалиста.

Выделяете время и приходите/приезжаете в СК – оказывается, вы не донесли, к примеру, копию решения по административному делу из суда или заявление на выплату. И поэтому у страховой компании еще не пошел отсчет граничного срока до момента выплаты.

К сожалению, чаще всего не в интересах страховой компании (реалии Украины) заплатить вам быстро. Поэтому в первую очередь вы должны собрать и подать весь пакет необходимых документов в страховую компанию.

Что делать?

  1. Прочитать Закон Украины «Об ОСАГО», а именно статьи №33, №33-1, №34, №35, №36 и действовать в соответствии с Законом.
  2. При подаче любых документов в страховую компанию в обязательном порядке взять себе копию документа с входящим номером и датой. Для этого достаточно заявить об этом сотруднику, у которого будете оформлять дело по ДТП.
  3. Четко контролировать по срокам действия СК и предпринимать дальнейшие шаги в случае нарушения сроков. В случае затягивания или отказа – идите в контролирующие органы или суд.

Уловка №3: «Расчет по средним ценам»

После ДТП вы подали заявление в СК. Вас набрал эксперт, вы договорились провести экспертизу на СТО, на которой вы планируете ремонтироваться. И это серьезная СТО, не «гараж». Эксперт всё оценил и уехал. Получаете счет со станции техобслуживания на 50 000 грн. к примеру. Проходит 2 недели, звоните в СК, и там почему-то называют сумму к возмещению 30 000 грн.

Почему так? Потому что эксперт посчитал стоимость запчастей и работ по «среднерыночным» ценам по региону. Что такое «среднее» вы, наверное, понимаете. Как в анекдоте. У двоих температура 38 градусов, у двух других 35,5, в среднем по палате 36,6 – формально все здоровы. Так и тут.

Что делать?

  1. 1. Сделать предоплату по счету СТО, на которой будете ремонтироваться (предварительно договориться про это со станцией), на сумму в несколько тысяч гривен.
  2. 2. Предоставить эксперту счет со станции техобслуживания, на которой вы будете ремонтироваться + квитанцию о том, что сделали предоплату.
  3. 3. Требовать использования в расчетах стоимости запчастей из счета СТО и стоимости нормо-часа этой СТО.

Уловка №4: «Мировая выплата ускоренно»

Ситуация следующая. После того как вы подали все документы в СК и ваш ущерб оценен сразу на месте, сотрудник СК озвучивает вам, что выплату вы получите, но только через 90 дней, так как этот срок предусмотрен по закону.

И тут же добавляет: «Но есть вариант, чтобы вы получили деньги в течение 2-х недель», и дальше предлагает вам подписать договор, в котором предусмотрено, что вы получите от суммы рассчитанного возмещения от 50% до 80% (цифры разнятся в зависимости от СК), зато быстрее.

Что делать?

Так как чаще всего предлагаемых СК денег не хватает на качественный ремонт, я рекомендую 2 варианта:

  1. Если не хотите ждать и хотите начать ремонт авто как можно раньше – получать деньги, ремонтировать авто (если нужно – можно доложить свои деньги) – и потом по факту, после ремонта, доносить документы, требуя доплаты. Возможность заключения данного договора не предусмотрена ни Законом Украины «О страховании», ни Законом «Об ОСАГО» – потому можно успешно оспаривать его в контролирующих органах и в суде.
  2. Отказаться от предложения и ждать положенные 90 дней. В итоге это будет всё равно выгоднее в финансовом эквиваленте, учитывая стоимость денег во времени, чем получить деньги сразу, но максимум 80% от положенной вам суммы. Гривневых вложений, дающих более 3% в месяц вы не найдете, а 20% за 3 месяца это 6,6% за один месяц.

Уловка №5: «Умалчивание об условиях доплаты 20% НДС»

Вы подали все документы в СК, провели экспертизу, сумма возмещения в результате которой вас устроила. Выбрали ремонт на официальной СТО. Возможно, уже даже отремонтировали авто, вложив свои деньги. Но выплата приходит в сумме, меньшей примерно на 20% от той, которую вы видели в результатах экспертизы.

При этом, естественно, вам никто не звонит и не объясняет в чем дело.

Что же делать?

  1. Желательно выбирать СТО, которая является плательщиком НДС.
  2. В заявлении на выплату указывать реквизиты для оплаты выбранной СТО, а не свой расчетный счет.
  3. После проведения ремонта показать авто в СК и предоставить документы со СТО о том, что вы отремонтировали авто (акт выполненных работ с печатью СТО).

Итак, мы разобрали с вами наиболее типичные способы, которые используют страховщики для того, чтобы уменьшить или затянуть страховую выплату и варианты как можно противодействовать этому.

Эти варианты подойдут для решения вопроса с выплатой в большинстве случаев для тех автомобилистов, которые хотят получить деньги от страховой и готовы вложить в этот процесс 20-30 часов личного времени.

При этом важно отметить, что довольно часто встречаются ситуации, в которых страховщики рассчитали все правильно (т.е.

согласно нормам закона), но суммы возмещения всё равно не хватает для качественного ремонта авто по причине износа автомобиля.

Так как в Украине парк авто «стареет» по причине низкого уровня продаж новых авто за последние 3 года, таких выплат «с износом» исходя из моего опыта сегодня более 60%.

Здесь моя рекомендация недостающую для покрытия стоимости ремонта авто сумму денег получать с лица, ответственного за ДТП, в досудебном или судебном порядке.

Учитывая, что только около 24,7% людей в Украине (соц. опрос 2012 года, Львовский университет им.

Франка) считают себя юридически грамотными, в большинстве случаев я рекомендую обратиться к специализированным юристам или компаниям, которые профессионально занимаются тем, что получают денежные возмещения от страховых компаний и виновных в ДТП лиц. Это же рекомендую делать людям, которые ценят своё время и нервы.

При этом, естественно, важно выбирать юристов, у которых уже есть положительный опыт решения таких вопросов именно в страховой сфере, потому как простой юрист может не знать важных нюансов и потому допустит ряд ошибок, которые могут повлиять на конечный исход вашего дела – на сумму и срок полученного возмещения.

Чрезвычайно важно добиваться денежного возмещения от СК в полном объеме, потому как чем больше будет людей, спускающих свои проблемы на «тормозах», тем хуже страховщики будут платить своим клиентам.

Источник: Журнал «Финансовый консультант»

 Дмитрий Зяблов (Эксперт в получении выплат после ДТП, владелец компании Broker XL)

Источник: https://parasol.ua/news/ozhidanie-i-realynosty-vozmeshtenii-ushterba-posle-dtp-po-osago

Адвокат Кузнецов
Добавить комментарий